Portal
Pórtal — компьютерная игра, сочетающая в себе элементы паззла и экшена от первого лица, разработанная Valve Corporation. Игра была выпущена для ПК и Xbox 360 в составе сборника The Orange Box 10 октября 2007 года. Портированная версия Portal для приставки PlayStation 3 разрабатывается студией EA UK. Её выпуск запланирован на 11 декабря 2007 года.[2]
В основе Portal лежит модифицированная версия движка Source, использованного ранее в игре Half-Life 2 и её дополнениях.
События Portal разворачиваются во вселенной Half-Life, в Лаборатории исследования природы порталов. Игровой процесс основан на решении головоломок при помощи «переносного устройства создания порталов», позволяющего создавать на плоских поверхностях порталы входа и выхода для перемещения персонажа и предметов.
Игра распространяется в составе сборника The Orange Box как на DVD-носителях, так и через онлайн-систему Steam. Мировым издателем коробочной версии сборника является корпорация Electronic Arts. На территории России и стран СНГ Portal распространяется компанией Бука в двух комплектациях: в составе The Orange Box и в качестве независимого продукта[6].
|
Геймплей
Геймплей вращается вокруг Переносного устройства создания порталов (англ. Aperture Science Handheld Portal Device), ручного устройства, которое может создавать порталы на плоских поверхностях, допуская мгновенное перемещение и визуально-физическую связь между любыми двумя разными местами в трёхмерном пространстве. Порталы ограничены плоскими поверхностями, но если два взаимосвязанных портала находятся на разных плоскостях, произойдут неестественные искажения в геометрии и гравитации, примером к которым может служить игрок, проходящий через портал на стене и «выпадающий» из портала на полу несколькими метрами дальше того места, где он только что стоял. В одно и то же время могут быть открыты только два портала — голубой и оранжевый. Каждый вновь созданный портал заменяет предыдущий данного цвета, а также дыры в пространстве одного цвета могут открываться поверх друг друга, в то время, как «противоположный» по цвету портал должен быть открыт в стороне. Сквозь портальный проход нельзя открывать иные порталы, однако можно проходить и проносить предметы. Для последнего в устройство создания порталов встроен упрощённый вид манипулятора энергетического поля нулевого уровня (гравитационной пушки) из Half-Life 2, который позволяет поднимать предметы и перемещать их в пространстве в непосредственной близости от себя.
Искажение вида через порталы
Открытие порталов привязано к кнопкам мыши (левая кнопка мыши — голубой, правая кнопка мыши — оранжевый), а манипуляции с предметами осуществляются с помощью клавиши E (лат.). Также игрок может передвигаться на корточках(клавиша Ctrl) и подпрыгивать (клавиша «пробел»), но эта особенность не используется в практических целях — любое препятствие можно и необходимо преодолевать с помощью порталов.
Игра составлена из 19 тестовых комнат, переходы между которыми осуществляются с помощью лифта, а также ряда подсобных помещений с непосредственной подгрузкой по ходу прохождения (аналогично HL2). По мере прохождения игры задания становятся всё сложнее, заставляют комбинировать различные подзадания, такие как: перемещение блока на кнопку, использование энергетического шара в качестве источника энергии, использование закона сохранения энергии и др. Препятствия включают в себя стены, на которых нельзя создать портал, ядовитую воду, прессы и турели. После прохождения девятнадцати тестовых комнат головоломки продолжаются в «закулисье» центра тестирования. Головоломки этого этапа несколько сложнее, так как уровни содержат много декоративных элементов и решение найти несколько сложнее, что подчёркивают разработчики в игровых комментариях. В конце игры состоится единственная битва с боссом, которая требует базовых навыков обращения с порталами.
Бонусные карты
После прохождения игры открывается возможность проходить бонусные карты, которые представляют собой изменённые тестовые камеры основной части игры с 13-ой по 18-ую. Бонусные карты делятся на продвинутые (англ. Advanced maps) и соревновательные карты (англ. Challenged maps).
Продвинутые карты
Продвинутые карты изменены в сторону усложнения головоломки тестовой камеры, взятой за основу. В таких камерах могут быть добавлены стенки, на которых не открываются порталы, обычные полы могут быть заменены ядовитой водой, а турели могут быть заперты в специальные коробки, которые не позволяют их сбивать.
Тестовая камера с «кубом-компаньоном», несколько изменена, также сам куб заменён на шар, который подпрыгивает при падении с высоты и катается по ровному полу.
После прохождения карты за неё начисляется процент прохождения равный (1 / 6) * 100%. После прохождения всех шести карт, процент прохождения данной категории становится равным 100.
Соревновательные карты
Соревновательные карты предлагают пользователю испытания трёх видов: на минимальное количество шагов (англ. Least steps), на минимальное количество открытых порталов (англ. Least portals) и на минимальное время прохождения (англ. Least time), при этом сами карты тестовых камер изменений не претерпевают. После прохождения карты отображается статистика, в которой обозначен результат пользователя и минимальный результат. В каждом виде существует три предела, за которые начисляются проценты прохождения. После прохождения каждой из шести представленых карт во всех трёх категориях на наилучший результат процент прохождения становится равным 100.
Система достижений
В Portal, как и в другие игры Orange Box также встроена система достижений. Вот их список:
Сюжет
Внимание! Ниже упоминаются сюжетные повороты или даже раскрывается концовка.
Главная героиня приходит в себя в капсуле внутри некой камеры со стеклянными стенами. В камере, кроме капсулы, есть столик, на котором стоит радио (играет инструментальная версия финальной песни игры Still Alive) и лежит бумага с информацией об испытаниях, а также имеется унитаз. Видимо, камера подразумевает долговременное проживание. За прозрачными стенами камеры видны белые стены, полы и потолки коридора вокруг камеры, а в одной из стен проделано мутное окно в комнату наблюдения. Выход из камеры перекрывает большая дверь. Почти сразу, после пробуждения девушки (восточного вида), раздаётся механический женский голос, который приветствует героиню в «Лаборатории исследования природы порталов».
После вступительной речи голос предупреждает о мерах безопасности и открывает дверь. Проходя по коридорам комплекса, девушка изучает свойства порталов. Изначально у неё нет ничего: порталы генерируются самостоятельно. Однако, спустя несколько комнат, в руки героине попадает переносное устройство создания порталов, способное создавать один (голубой) портал. В течение прохождения комнат, одной за другой, создаётся впечатление, что девушка — как мышь в лабиринте, созданном какими-то учёными. В ходе эксперимента механический голос сопровождает персонажа. Фразы, произносимые женским голосом, во многом смешны для человеческого восприятия, они подчас наивны и глупы (например, на одном из этапов голос старательно, но неправдоподобно имитирует «состояние полной депрессии и отчаяния»). Все комнаты испытательного лабиринта схожи оформлением: везде белые и стальные поверхности, повсеместно стоят камеры и комнаты наблюдения, однако ни одной живой души за стеклом не видно, также как и не видно мира вне стен лаборатории.
Ближе к финальным тестам, когда в руках героини находится уже полноценная портальная пушка, в одной из гладких и чистых комнат девушка находит проход за стену в небольшое помещение с трубами, решётками, заводской подсобной обстановкой. Помещение выполнено в оранжевых (ржавых металлических) тонах, в отличие от голубо-белого и иногда мутно-зелёного цвета тестовых комнат, кроме того, в нём находится радио, аналогичное виденному вначале, с той же самой мелодией. Компьютерный голос никак не реагирует на находку героини. Позже девушка находит ещё одну подобную комнату, но большую размером. Стены таких комнат исписаны чем-то наподобие крови, в некоторых есть фотографии и другие бумаги. Кровавые надписи разнообразны, однако в большом числе содержится фраза Торт — ложь (англ. The cake is a lie). Эта фраза должна быть интересна в связи с тем, что женский голос периодически обещает тортик в конце испытания.
Наконец, приходит черёд последнего, девятнадцатого теста, в ходе которого голос особенно активно напоминает об обещанном пироге. В самом конце коридора неожиданно оказывается пламя, к которому неумолимо приближается девушка — туда её движет платформа. В это время голос успокаивает героиню, говоря, что лабораторное оборудование термоустойчиво и не понесёт ущерба. Героиня успевает спастись. Механическая женщина, не ожидавшая такой расторопности, приказывает девушке остановится, говорит, что пошутила и на самом деле пламя было последним испытанием. Беглянка не слушается и уже уверенно передвигается по подсобным помещениями, аналогичным уже виденным ей. Повсеместно в таких помещениях её преследуют кровавые символы, указывающие, куда идти (очевидно, сбегает она не первая), и механический женский голос, доносящийся то глухо, то ясно из устройств, прикреплённых кое-где по стенам. В задворках тестового лабиринта девушка не находит ни одного человека и в конце концов достигает круглой комнаты с огромной механической конструкцией, висящей с незримого потолка. Эта конструкция и разговаривала с героиней всю игру.
Машина боится скорого конца и всячески пытается выкрутится, насколько ей может хватить её компьютерного интеллекта, однако, сама того не ведая, выдаёт информацию о том, что она уничтожила всю лабораторию, выпустив ядовитый газ. Этот же самый газ может убить девушку, если она не уничтожит машину в течение пяти ближайших минут. Спустив в утилизатор 4 мозговых центра компьютера, похожих на шары со светящимся сектором, героиня устраивает огромный взрыв. Перед своим уничтожением машина заявляет, что снаружи произошло нечто ужасное, и некая могущественная сила угрожает всему, и лишь эта машина способна защитить девушку от этой силы, и, разрушив её, героиня совершит непоправимое.
После взрыва девушку и остатки машины поднимает в небо и весь вид заливает белым светом. На последних кадрах видно наш мир, зелёные растения и КПП на въезде в «Лабораторию исследования природы порталов», погруженный в обломки различного происхождения и размера.
Однако, в финальной песне компьютер поёт о том, что она всё ещё жива и переживёт девушку-беглянку, не смотря на то, что та её убила и разбила ей сердце.
Выше
упоминаются сюжетные повороты или даже раскрывается концовка.
Персонажи
В игре всего два персонажа:
- Челл (англ. Chell) — подопытная девушка; в титрах упоминается, что при создании Челл в игре использовали лицо Алесии Глайдвелл (англ. Alesia Glidewell).
Как она попала в лабораторию и кем она была до событий Portal — не известно. Девушка одета в оранжевую робу (в США подобную носят в тюрьме осуждённые) с надписью «Aperture», а к её ногам прикреплены специальные конструкции, которые спасают её от смерти и ранений при падении с высоты.
- ГЛэДОС (англ. GLaDOS, Genetic Lifeform and Disk Operating System — Генетическая Форма Жизни и Дисковая Операционная Система) — озвучена Эллен МакЛейн (англ. Ellen McLain)
Разумный компьютер, разработанный учёными лаборатории в ходе соревнования с «Блэк Меса» за грант, контролирует всю Лабораторию, включая наземную, внешнюю часть. Обретя разум, он (она — компьютер говорит женским голосом) обрёл и сознание. По словам Эллен Маклейн ГЛэДОС испытывает одиночество; этим можно объяснить разговорчивость компьютерной женщины, когда она наконец нашла слушателя - игрока.
У компьютера есть мания к тортикам. ГЛэДОС всю игру разговаривает с Челл о них, как о награде в конце; а на мониторах в зале с компьютером мелькают множественные изображения этих кондитерских изделий.
Ссылки в других играх
Лаборатория, в которой происходят действия игры, также упоминается в Half-Life 2: Episode Two. В частности, говорится, что в стремлении обогнать исследовательский центр «Чёрная Меза» (в Portal игрок может найти один из кабинетов, в котором проектор меняет слайды, демонстрирующие планы по обгону Чёрной Мезы и её опережению в получении правительственного гранта), не жалея средств, учёные «Лаборатории исследования природы порталов» построили могучее оружие — корабль «Борей» (англ. Borealis). Это, на данный момент, единственное, что связывает две игры, хотя представители Valve обещали, что сюжет Portal отразится на сюжете новых игр вселенной Half-Life 2. Скорее всего, подробностей следует ожидать от Half-Life 2: Episode Three, так как именно в нём Аликс Вэнс и Гордон Фримен отправятся на изучение «Борея».
Саундтрек
Официальный саундтрек не выпускался отдельно каким-либо из способов, однако вся музыка может быть найдена внутри GCF-архива Portal.
- «Subject Name Here» — 1:44
- «Taste of Blood» — 3:06
- «Android Hell» — 3:45
- «Self Esteem Fund» — 3:30
- «Procedural Jiggle Bone» — 4:34
- «4000 Degrees Kelvin» — 1:01
- «Stop What You Are Doing» — 4:00
- «Party Escort» — 4:21
- «You’re Not a Good Person» — 1:24
- «No Cake For You» — 4:05
- «You Can’t Escape You Know» — 6:24
- «Still Alive» — 2:56
Still Alive
Из всех музыкальных файлов только последний, «Всё ещё жива» (англ. "Still Alive"), является песней; её исполняет актриса, озвучившая ГЛэДОС, Эллен МакЛейн, а написана песня Джонатаном Коултоном (en:Jonathan Coulton). Эта песня звучит во время финальных титров игры, а её инструментальная версия проигрывается радиоприёмниками, которые можно найти на некоторых игровых картах.
Интересные факты
- Имели место слухи, что совпадение названия пушки ASHPD и инициалов героя Half-Life: Opposing Force Adrian SHePharD неслучайно. Однако в Valve опровергли эту теорию, заявив, что сами были очень удивлены этим совпадением. При этом в игре мы можем найти клавиатуры на которых некоторые кнопки выделены оранжевым цветом. Если сложить буквы и поставить в правильной последовательности, то получится Adrian Shephard.
- Внимательные зрители могли заметить, что в ролике Portal можно увидеть себя как мужчину в оранжевой робе, в то время как Valve говорила о девушке в роли главного героя. Это можно объяснить тем, что в Valve, не желая раньше времени раскрывать детали сюжета, при записи ролика решили подменить модель девушки какой-нибудь бесполезной моделью, например неиспользуемой мужской.
- Задолго до выпуска игры был запущен её промо-сайт ApertureScience.com(англ.). Он оформлен как командная консоль управления GLaDOS (v. 1.07a). Для входа в систему необходимо ввести LOGIN, LOGON или USER и любое слово в качестве имени, а в качестве пароля использовать PORTAL или PORTALS. Таким образом можно получить доступ к пользовательской части системы, где из дюжины доступных команд воспользоваться можно только HELP или LIB, либо запустить форму принятия нового участника (APPLY), заполнение которой выполнено в виде теста с большим числом неординарных вопросов. Команда DIR выведет список доступных файлов (вернее только один - APPLY.EXE). А также, если команду PLAY написать с атрибутом PORTAL, то произойдёт переход на YouTube.com. Однако видео на данный момент уже не доступно. Кроме того, можно использовать логин и пароль, спрятанные в игре — CJOHNSON и TIER3, соответственно. Таким образом можно получить административный доступ к GLaDOS, в котором, однако, все команды, кроме HELP и APPLY, по прежнему не работают, но добавился ещё один файл — NOTES. Его можно запустить, это вызовет краткую историю Лаборатории. В частности, известно, что изначально Aperture Science занималась созданием шторок для ванной (секретное название порталов). А некто C. Johnson, под чьим логином вы вышли — никто иной, как директор Aperture Science.
Несмотря на то, что HELP выводит все допустимые команды, существует ещё и одна недокументированная. Если ввести часто встречающуюся в игре фразу THECAKEISALIE («Тортик — ложь»), то можно увидеть сообщение для вас, предположительно от одного из сотрудников Лаборатории, в котором он излагает свои страхи и сомнения.
Когда ты покидал здание? Видел, что бы кто-нибудь вообще выходил наружу? Я не знаю, почему комплекс заблокирован. Я не знаю, кто у нас главный.
Так же в записке говорится, что несмотря на проблемы с финансированием
Мы работаем на оборудовании двадцатилетней давности
в комплексе был выстроен Центр Развития (Enrichment Center). Это обращение подкреплено изображением с камеры наблюдения. На изображении — нечто, напоминающее камеру, в которой в начале игры появляется Челл. Однако, вся обстановка в этой камере старая (например, вместо капсулы — ржавая кушетка). Изображение камеры подписано «01 Подвал Отдыха» (англ. 01 Relaxation Vault). В конце сообщения есть приписка, что если будет проходит начальник, необходимо нажать Enter. Если это сделать, либо нажать на любую буквенную клавишу, то появится таблица с информацией о расходах. В частности, почти миллион долларов был вложен в нечто, обозначенное INTUB-XLG.
- В уровне с вашим лучшим другом «Кубиком», изначаль